Ментальная арифметика

Ментальная арифметика — это методика обучения быстрому счёту. Сначала детей учат вычислять с помощью специальных счётных досок, которые называются абак или абакус. Именно абак является прародителем обычных советских счётов. Отточив навык арифметических действий на доске, дети постепенно переходят к ментальному счету (mental — умственный). Они производят все вычисления в уме с огромной скоростью, не используя абак, калькулятор или бумагу с ручкой. 

Группы по ментальной арифметике

(См. Расписание Детский центр и Расписание Детский сад)

  • Дошкольники 5-8 лет
  • Школьники 1- 3 классы
  • Школьники от 10 лет и взрослые

Польза ментальной арифметики

Современные родители уже с рождения малыша озабочены тем, чтобы их ребёнок был всесторонне развит. Среди большого количества различных методик ментальная арифметика набирает всё большую популярность.

Это не обычный курс по обучению быстрому счёту, а полноценная методика гармоничного развития мозга. Вот какие способности поможет развить ментальная арифметика:

  • быстрый счёт: сложение, вычитание, умножение, деление, 
  • творческие способности,
  • мелкую моторику, 
  • память и концентрацию внимания,
  • пространственное воображение,
  • стремление достигать поставленных целей,
  • усидчивость,
  • позитивное отношение к математике.

В каком возрасте лучше обучаться ментальному счету

Как и любым занятием, ментальным счётом нужно заниматься в подходящий для этого период жизни. Оптимальным возрастом для начала занятий по ментальной арифметике считается 5-6 лет. Старшие дошкольники уже могут запоминать информацию в виде символов (букв, цифр). Однако не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален и его развитие идёт в своём темпе.

Такие занятия пойдут на пользу и подросткам, и старшеклассникам, и взрослому человеку. Любой желающий может отточить навык быстрого устного счёта.

История возникновения ментальной арифметики

Одни педагоги, обучающие ментальной арифметике, утверждают, что первые абаки появились в Древнем Китае, другие считают, что в Древнем Вавилоне. Но на сегодняшний день доподлинно неизвестно, где же они появились первыми. Важно, что такими счётными досками пользовались во многих странах. 

Кстати, в Японии “собрат” абака называется соробан. Именно здесь детей в начальной школе до сих пор обучают счёту на таких досках.

Об абакусе

Абакус можно назвать ключевым инструментом в обучении ментальной арифметике. Он представляет собой счётную доску для арифметических вычислений. 

Древний абакус, появившийся еще в третьем тысячелетии до нашей эры, имел углубления в виде полос. В каждой такой полоске лежали небольшие счётные камни. Их перемещали по углублениям и так получали результат вычислений. Появление абакуса имело огромное значение для развития арифметики.

Современный абакус выглядит как прямоугольная рамка с вертикальными спицами. Обычно встречают 13 спиц, но бывают абакусы и с большим количеством — 21, 23, 27, 31. Спицы — это разряды чисел. Они располагаются справа налево. Сначала единицы, далее десятки, сотни и т.д. Чем больше спиц, тем большее число можно набрать на абаке. 

На каждую спицу нанизано 5 косточек. Также есть поперечная планка, которая отделяет первые костяшки на каждой спице. Верхние косточки называют “небесными”, а нижние — “земными”. “Небесная” косточка равна пяти “земным”.

Пальцы вместо абакуса

Когда дети в совершенстве овладевают счётом на счётных досках, их учат совершать арифметические действия уже без абакуса. Вместо него дети используют пальцы рук: на левой руке десятки, а на правой единицы. Большие пальцы исполняют функцию “небесных” косточек. Так большой палец правой руки — это 5 единиц, а большой палец левой руки — 5 десятков, т.е. 50. Если все пальцы собрать в кулак — это ноль. Например, число 25 показывают так — два пальца на левой руке и пять пальцев на правой.

В итоге счёт с помощью пальцев помогает делать сложные арифметические вычисления даже быстрее, чем на абакусе. Не нужно запоминать расположение чисел и передвигать косточки. 

Открыть в ребёнке гения

Итак, у вашего ребенка есть шанс открыть в себе гения, достичь невероятных результатов в обучении, получить массу удовольствия и полезного опыта на уроках ментальной арифметики. А также ментальная арифметика, математика и логика является прежде всего хорошей качественной психотерапией для ребенка, и не только как комплекс для развития мыслительных процессов, но и развивает у ребенка волю и терпение, что не маловажно в нашем мире.