Шахматы

Для умственной сферы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры. 

Программа обучения шахматам, методика для детей

На первом этапе обучения дети знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывается простейший шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении игровых возможностей каждой фигуры, ее силы и слабости.

Начальный курс по обучению шахматам максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, игровая деятельность и разыгрывание заданий помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

На следующей стадии углубляем представления детей во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Педагог рассказывает об основных принципах игры в дебюте, рассматриваются классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования,

К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях анализируются сыгранные партии, педагог помогает найти и искоренить допущенные ошибки.

Затем дети начинают принимать участие в квалификационных турнирах по шахматам, одерживать победы и… завоевывать свои первые медали!

Группы обучения игры в шахматы:

(См. Прайсы и Расписание «Детский центр»)

  1. Дети с 5 до 9 лет
  1. Школьники 10+
  1. Индивидуальные занятия по шахматам


Цель педагога, тренера, работающего с дошколятами и младшими школьниками – заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему усвоить основы этой увлекательной игры.
В этом могут помочь шахматные программы. Их достаточно много. Представляет интерес программа обучения, предложенная еще в 1994 году И.Г.Сухиным. Сухин Игорь Георгиевич — председатель комиссии «Шахматы и образование» ДЮК РШФ, член комиссии «Шахматы и образование» РШФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО), член Совета РАО по сравнительной педагогике, руководитель проекта «Шахматы детям» Министерства образования РФ. Данная программа размещена в Сборнике программ общеобразовательных учреждений для начальных классов и рекомендована как основа для обучения в системе детских дошкольных учреждений.
Начиная обучение детей, следует определиться, какие цели мы перед собой ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре. Программа, предложенная И.Г.Сухиным, рассматривает обучение игре в шахматы как развивающий процесс, где принцип может быть только один – должно быть интересно.
Лучше всего для этого подойдет программа «Динозавры учат шахматам».  Данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. В данную игру может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Хороший и добрый учитель — веселый Динозавр — познакомит ребенка с основными правилами игры в шахматы, с шахматными фигурами, их ценностью и ходами, расскажет, как делать рокировку, что такое пат и мат, а также даст ценные советы, как все-таки стоит начинать партию. Пройдя ее, ребенок знакомится с шахматной доской, с названиями и ходами фигур, основными шахматными понятиями.

Таким образом, подобный метод позволяет преодолеть страх малыша перед игрой. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме. При прохождении каждого задания герой, которым играет малыш, подрастает. Это очень важный момент в игре. Все дети мечтают быть взрослыми и всячески стараются копировать их поведение. А желание подрасти, то есть стать взрослым, мотивирует ребенка играть дальше. В игре ребенок растет, чтобы победить динозавра. Данное отступление от занятий дает малышу возможность отдохнуть от тренировки и наглядно увидеть результат своего труда. Все преподаватели, использующие эту игру, отмечают ее эффективность и высокую мотивацию ребенка продолжать играть в шахматы.

Обучение игре в шахматы входит в образовательную область «Познавательное развитие». Основные направления психолого-педагогической работы области «Познавательное развитие» связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Совершенствование навыков и умений шахматиста прямо связано с формированием у него объективной самооценки. Результаты игры стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся средством самовоспитания.

Освоение программы позволит повысить уровень логического мышления детей, будет способствовать обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться, развитию способности действовать «в уме», выработке характера.

Умение играть в шахматы поможет подготовить ребенка к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла, а участие в соревнованиях

будет способствовать приобретению спортивных качеств.

Программа «Шахматы» решает одну из основных задач дополнительного образования — формирование мотивации к спорту. Шахматы, как вид спорта, официально признаны более чем в 100 странах мира, включая Россию. Международный олимпийский комитет признал шахматы видом спорта в 1999 году.

Поэтому рады будем подготовить своих воспитанников к соревнованиям и турнирам по шахматам.